Автомобильный транспорт является наиболее гибким и массовым видом транспорта. В нем сконцентрировано свыше 97% от всех лицензионных субъектов транспортной деятельности. Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов.
Спрос на грузовые перевозки определяется двумя факторами: динамикой и структурой изменения объемов производства. Также оказывает влияние платежеспособность предприятий и организаций всех сфер экономики. Грузовые перевозки - один из наиболее «рыночных» секторов.
На сегодняшний день грузовой транспорт представляет собой большое разнообразие автомобилей. К автомобилям малой грузоподъемности относятся фургоны, пикапы и низкорамные контейнеровозы. Фургоны – это зачастую четырехколесные автомобили длиной 4,3 м, грузоподъемностью до 2 т, которые загружаются через заднюю или боковую дверь. Они используются для местной доставки, а также для различных служебных целей, например, работниками телефонных станций. В пикапах есть отдельная кабина для водителя и двух пассажиров, грузовое отделение открытое, погрузка происходит через задний борт. Пикапы часто используются фермерами и торговцами. Контейнеровозы с низкорамным шасси больше и длиннее обычных фургонов.
К грузовым автомобилям средней грузоподъемности относятся бортовые грузовики и специализированный грузовой транспорт. Они имеют грузоподъемность до 8 т. Кабина водителя всегда отделена от грузового отделения. У данного вида автомобилей двухосный задний мост, на обеих осях с каждой стороны по два колеса. Такие грузовики перевозят грузы или используются на специальных работах. К специализированным грузовым автомобилям относятся рефрижераторы, мусоросборщики, бетоновозы и т.п. Нефтяные и другие жидкие продукты перевозят в автоцистернах. Для перевозки сыпучих материалов используются самосвалы, у которых имеется открытый сверху ковш, разгружаемый опрокидыванием. Так же к автомобилям данного вида относятся и грузовые платформы для перевозки крупных механизмов, рулонов бумаги или стального профиля.
Тяжелые грузовые автомобили - это автомобильные поезда, которые состоят из тягача и прицепа (полуприцепа) с пятью осями и 18 колесами. На тягаче располагаются двигатель и кабина водителя. Такой автомобиль имеет три оси: одну - впереди и две - сзади. Грузовое отделение выглядит как просто кузов, который можно присоединить к тягачу или отсоединить от него. У полуприцепа две оси со сдвоенными колесами сзади. Для поддержки отсоединенного от тягача полуприцепа у него впереди имеются две специальные опоры. Тягач с прицепом имеет длину до 17 м и может перевозить до 20 т. Он может транспортировать прицеп на станцию, оставить его там и вернуться в нужное время, привезя новый прицеп. В результате намного эффективнее используется труд водителя и меньше простаивает транспорт. Прицеп может иметь вид рефрижератора, цистерны или грузовой платформы. Тягач с двумя прицепами способен достигать длины 20 м и перевозить до 30 т груза. Для таких автомобильных поездов необходимо выбирать специальные маршруты, на которых мосты и дорожное покрытие способны выдержать повышенную нагрузку.